-ћузыка

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ketsy

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.11.2007
«аписей: 1757
 омментариев: 52546
Ќаписано: 79382

Ѕез заголовка

„етверг, 15 ќкт€бр€ 2009 г. 10:54 + в цитатник
÷итата сообщени€ Die_Gelassenheit 100 лучших романов всех времен с краткими рецензи€ми



 –аз уж € в последнее врем€ заговорил о книгах и о читающих люд€х, то, думаю, этот копипаст будет полезен всем, кто считает себ€ сто€щим человеком, существом разумным, а не приматом, живущим в 21м веке. “ем более, что формат моего блога (нытье о том, как все плохо) располагает к просвещению, чем € и займусь. Ќадеюсь, вы найдете врем€, и прочтете хот€ бы что-то из этого списка. »так:

100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «Ќ√-Ex libris», потр€сли литературный мир и оказали вли€ние на всю культуру.

1. ‘рансуа –абле. √аргантюа и ѕантагрюэль (1532–1553).

‘еери€ душевного здоровь€, грубых и добрых шуток, пароди€ пародий, каталог всего. —колько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. ћигель де —ервантес —ааведра. ’итроумный идальго ƒон  ихот Ћаманчский (1605–1615).

ѕароди€, переживша€ на много веков пародируемые произведени€.  омический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. ƒаниель ƒефо. ∆изнь и удивительные приключени€ –обинзона  рузо, мор€ка из …орка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов јмерики близ устьев реки ќриноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во врем€ которого весь экипаж корабл€ кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождени€ пиратами, написанные им самим (1719).

ѕредельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи ¬озрождени€. Ѕеллетризованное доказательство того, что отдельно вз€та€ личность имеет самосто€тельную ценность.

4. ƒжонатан —вифт. ѕутешестви€ Ћемюэла √улливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).

∆изнеописание человека, столкнувшегос€ с неверо€тными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними €зык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. јббат ѕрево. »стори€ кавалера де √рие и ћанон Ћеско (1731).

Ќа самом деле «ћанон...» – это повесть, вставна€ глава в многотомный роман ««аписки знатного человека, удалившегос€ от света». Ќо именно эта вставна€ глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное ѕрево.

6. »оганн ¬ольфганг √Єте. —традани€ молодого ¬ертера (1774).

√овор€т, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочт€ этот роман. » сегодн€ истори€ ранимого человека, не способного отсто€ть свое «€» пред лицом враждебной действительности, никого не оставл€ет равнодушным.

7. Ћоренс —терн. ∆изнь и убеждени€ “ристрама Ўенди (1759—1767).

ќба€тельна€ игра в ничто и в никогда. “онкий постмодернизм, весела€ и легка€ борьба остроумного и рискованного. ¬есь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Ўенди, возник не только —аша —околов, не только Ѕитов, но даже и —игизмунд  ржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Ўодерло де Ћакло. ќпасные св€зи (1782).

Ќравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. ѕорок плетет хитроумные интриги, заставл€€ восклицать: «ќ времена! ќ нравы!» ќднако добродетель все-таки торжествует.

9. ћаркиз де —ад. 120 дней —одома (1785).

ѕерва€ в истории мировой литературы компьютерна€ игра с отрезанными част€ми тел и душ кукольных персонажей, многоуровнева€ резалка-душилка-сжигалка. ѕлюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. —трашно, аж жуть.

10. ян ѕотоцкий. –укопись, найденна€ в —арагосе (1804).

Ћабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. „итатель попадает из одной истории в другую, не успева€ перевести дух, а их всего 66. ”дивительные приключени€, драматические событи€ и мистика высшей пробы.

11. ћэри Ўелли. ‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометей (1818).

√отическа€ истори€, выпустивша€ на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. —реди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. „арльз ћэтьюрин. ћельмот-скиталец (1820).

Ќасто€щий готический роман, полный тайн и ужасов. ѕарафраз на тему ¬ечного ∆ида јгасфера и —евильского ќбольстител€ ƒон-∆уана. ј также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. ќноре де Ѕальзак. Ўагренева€ кожа (1831).

—амый страшный роман Ѕальзака, первого и лучшего на сегодн€шний день автора сериалов. «Ўагренева€ кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочетс€, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. ¬иктор √юго. —обор ѕарижской Ѕогоматери (1831).

јпологи€ романтики и социальной справедливости на материале французского —редневековь€, до сих пор имеюща€ массу поклонников – хот€ бы в виде одноименного мюзикла.

15. —тендаль.  расное и черное (1830–1831).

ƒостоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. ” —тендал€ вышла любовна€ истори€, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. јлександр ѕушкин. ≈вгений ќнегин (1823–1833).

–оман в стихах. »стори€ любви и жизни «лишнего человека» и энциклопеди€ русской жизни, о чем благодар€ критику Ѕелинскому нам известно со школы.

17. јльфред де ћюссе. »споведь сына века (1836).

«√ерой нашего времени», написанный Ёдуардом Ћимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Ћюбвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отча€ни€ и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. —волочь € последн€€, говорит лирический герой. » он безусловно прав.

18. „арльз ƒиккенс. ѕосмертные записки ѕиквикского клуба (1837).

Ќа удивление смешное и позитивное произведение английского классика. ¬с€ стара€ јнгли€, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера ѕиквика.

19. ћихаил Ћермонтов. √ерой нашего времени (1840).

»стори€ «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером дл€ подражани€ многих поколений юношей бледных.

20. Ќиколай √оголь. ћертвые души (1842).

“рудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. ƒа еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. ¬ ее геро€х вид€т и точные портреты, написанные с натуры, и изображени€ злых духов, от€гощающих нацию.

21. јлександр ƒюма. “ри мушкетера (1844).

ќдин из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопеди€ французской жизни эпохи Ћюдовика XIII. √ерои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэл€нты – до сих пор остаютс€ кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. ”иль€м “еккерей. ярмарка тщеслави€ (1846).

—атира, только сатира, никакого юмора. ¬се против всех, снобы сид€т на снобах и обвин€ют друг друга в снобизме. Ќекоторые современники сме€лись, потому что не знали, что над собой сме€лись. —ейчас тоже смеютс€, и тоже потому, что не знают, что изменилось врем€, а не люди.

23. √ерман ћелвилл. ћоби ƒик (1851).

–оман-притча об американских китобо€х и последстви€х одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. √юстав ‘лобер. ћадам Ѕовари (1856).

–оман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. √ероиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и т€нет назвать французской  арениной, но «ћадам» опередила «јнну» на двадцать с лишним лет.

25. »ван √ончаров. ќбломов (1859).

—амый русский герой самого русского романа о русской жизни. Ќет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. »ван “ургенев. ќтцы и дети (1862).

јнтинигилистическа€ сатира, ставша€ революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро оп€ть будет руководством. » так без конца. ѕотому что ≈нюша Ѕазаров вечен.

27. ћайн –ид. ¬садник без головы (1865).

—амый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. ѕотому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в “ехас. ќн нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. ‘едор ƒостоевский. ѕреступление и наказание (1866).

–оман контрастов. Ќаполеоновские планы –оди –аскольникова привод€т его к вульгарнейшему преступлению. Ќи размаха, ни величи€ – только мерзость, гр€зь и непри€тный привкус во рту. ƒаже краденым он не может воспользоватьс€.

29. Ћев “олстой. ¬ойна и мир (1867–1869).

¬ойна, мир и обитаема€ вселенна€ человеческого духа. Ёпопе€ о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. ‘едор ƒостоевский. »диот (1868–1869).

ѕопытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейс€. ј что кн€зь ћышкин – идиот, так это как раз нормально.  ак и то, что все кончаетс€ крахом.

31. Ћеопольд фон «ахер-ћазох. ¬енера в мехах (1870).

–аботу по эротизации страдани€, начатую “ургеневым, продолжил его австрийский почитатель. ¬ –оссии, где страдание относитс€ к «самым главным, самым коренным духовным потребност€м» (если верить ‘едору ƒостоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. ‘едор ƒостоевский. Ѕесы (1871–1872).

ќ русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. ѕророчество и предупреждение, которым, увы, не вн€ли. ј кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. ћарк “вен. ѕриключени€ “ома —ойера (1876) / ѕриключени€ √екльберри ‘инна (1884).

–оман из двух книг. ѕредтеча постмодернизма: одни и те же событи€ показаны глазами двух мальчиков – помладше (“ом) и постарше (√ек).

34. Ћев “олстой. јнна  аренина (1878).

яростна€ любовна€ истори€, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. ѕод колесами поезда. ѕлачут даже воинствующие феминистки.

35. ‘едор ƒостоевский. Ѕрать€  арамазовы (1879–1880).

ќтцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновь€ ‘едора  арамазова. ‘рейд прочитал и придумал Ёдипов комплекс. ƒл€ русских же главное: есть ли Ѕог и бессмертие души? ≈сли есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. ћихаил —алтыков-ўедрин. √оспода √оловлевы (1880–1883).

¬ершина литературной де€тельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Ќеобычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. ќскар ”айльд. ѕортрет ƒориана √ре€ (1891).

¬олшебна€, сказочна€, чудесна€, трогательна€ и воздушна€ истори€ стремительного превращени€ молодого негод€€ в старую сволочь.

38. √ерберт ”эллс. ћашина времени (1895).

ќдин из столпов современной социальной фантастики. ѕервым продемонстрировал то, что по времени можно передвигатьс€ взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Ѕрэм —токер. ƒракула (1897).

ћостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ’’ века. ѕроизведение, сначала превратившее мелкого православного кн€зька, балансировавшего между исламской “урцией и католической √ерманией, в воплощение абсолютного «ла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. ƒжек Ћондон. ћорской волк (1904).

ћорска€ романтика – только фон дл€ портрета капитана Ћарсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. ѕозже такие люди становились геро€ми песен ¬ладимира ¬ысоцкого.

41. ‘едор —ологуб. ћелкий бес (1905).

—ама€ реалистическа€ вещь из всей декадентской литературы. »стори€ о том, до чего довод€т зависть, злость и предельный эгоизм.

42. јндрей Ѕелый. ѕетербург (1913–1914).

–оман в стихах, написанный прозой.   тому же про террористов и российскую государственность.

43. √устав ћайринк. √олем (1914).

«авораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани €ви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознани€.

44. ≈вгений «ам€тин. ћы (1921).

»деальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Ћитературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. ƒжеймс ƒжойс. ”лисс (1922).

–оман-лабиринт, из которого на сегодн€шний день еще никто не сумел выбратьс€ живым. Ќи один литературный “есей, ни один литературный ћинотавр, ни один литературный ƒедал.

46. »ль€ Ёренбург. Ќеобычайные похождени€ ’улио ’уренито (1922).

—атира, в которой в качестве главного геро€ ’улио ’уренито выведен XX век.  нига, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. ярослав √ашек. ѕохождени€ бравого солдата Ўвейка во врем€ мировой войны (1921–1923).

«дравый смысл во врем€ чумы. √ерой, которого объ€вл€ют идиотом за то, что он – единственный нормальный. —ама€ смешна€ книга про войну.

48. ћихаил Ѕулгаков. Ѕела€ гварди€ (1924).

“онущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. “ем заманчивее игрушечный домик, где будут по-насто€щему убиты насто€щие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. “омас ћанн. ¬олшебна€ гора (1924).

«автра была война. “олько ѕерва€ мирова€. ј так и впр€мь – ¬олшебна€ гора. “ам, наверху, где горы, хочетс€ отсидетьс€, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельз€. ¬олшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. ‘ранц  афка. ѕроцесс (1925).

ќдин из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидени€ до аллегории метафизического поиска Ѕога.

51. ‘рэнсис —котт ‘ицджеральд. ¬еликий √этсби (1925).

–оман эпохи американского «ƒжазового века». Ћитературоведы до сих пор спор€т: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодн€шнего дн€, зажатого между пам€тью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. јлександр √рин. Ѕегуща€ по волнам (1928).

ѕрекраснодушна€ романтическа€ феери€, помогающа€ вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в ƒобро и —вет и в собственное высшее предназначение.

53. »ль€ »льф, ≈вгений ѕетров. ƒвенадцать стульев (1928).

ѕлутовской роман эпохи построени€ социализма с главным героем-авантюристом ќстапом Ѕендером. —атира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. јндрей ѕлатонов. „евенгур (1927–1929).

»стори€ построени€ коммунизма в отдельно вз€том селе. ћожет быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. ”иль€м ‘олкнер. Ўум и €рость (1929).

—кромное оба€ние волшебного американского ёга. Ћегенды, сказки, мифы. ќни не отпускают, они до сих пор аукаютс€ американцам, потому что надо бо€тьс€ прошлого. ‘олкнер придумывает американский «урбаган, только там и можно спастись.

56. Ёрнест ’емингуэй. ѕрощай, оружие! (1929).

¬оенна€ проза, заокеанска€ военна€ проза. ¬ойна без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. —таканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пь€неют.

57. Ћуи ‘ердинанд —елин. ѕутешествие на край ночи (1932).

—тильна€ и утонченна€ чернуха. Ѕез надежды. “рущобы, нищета, война, гр€зь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. ƒаже трупов не видно. Ќо они есть, путешествие должно продолжатьс€, пока ’арону весело. —пециально дл€ толерантных оптимистов.

58. ќлдос ’аксли. ќ, дивный новый мир (1932).

»нтерпретаторы спор€т: утопи€ это или антиутопи€?  ак бы то ни было, ’аксли удалось предвосхитить блага и €звы современного «общества потреблени€».

59. Ћао Ўэ. «аписки о  ошачьем городе (1933).

 ошки тут ни при чем. ƒаже лисы, традиционные дл€ китайцев, тоже ни при чем. Ёто власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Ќачинаетс€ весело и аллегорично, кончаетс€ китайской камерой пыток. ќчень красиво, очень экзотично, только хочетс€ выть и рычать, а не м€укать.

60. √енри ћиллер. “ропик –ака (1934).

—тон и вой самца, тоска по городам и годам. —амое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. ћаксим √орький. ∆изнь  лима —амгина (1925–1936).

ѕочти эпопе€, политическа€ листовка, написанна€ почти стихами, агони€ интеллигенции начала века – актуальна€ и в конце его, и в середине.

62. ћаргарет ћитчелл. ”несенные ветром (1936).

√армоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен √ражданской войны —евера и ёга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Ёрих ћари€ –емарк. “ри товарища (1936–1937).

ќдин из самых известных романов на тему «потер€нного поколени€». Ћюди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. ¬ладимир Ќабоков. ƒар (1938–1939).

ѕронзительна€ тема изгнани€: русский эмигрант живет в Ѕерлине, пишет стихи и любит «ину, а «ина любит его. «наменита€ IV глава – жизнеописание „ернышевского, лучшее из всех существующих. —ам автор говорил: «ƒар» не о «ине, а о русской литературе.

65. ћихаил Ѕулгаков. ћастер и ћаргарита (1929–1940).

”никальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. √имн свободному творчеству, за которое об€зательно воздастс€ – пусть даже после смерти.

66. ћихаил Ўолохов. “ихий ƒон (1927–1940).

 азачь€ «¬ойна и мир». ¬ойна во времена √ражданской войны и мир, который до основань€ мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. –оман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. –оберт ћузиль. „еловек без свойств (1930–1943).

ћного лет ћузиль подгон€л одну к другой до предела отшлифованные строки. Ќеудивительно, что филигранный роман так и осталс€ недописанным.

68. √ерман √ессе. »гра в бисер (1943).

‘илософска€ утопи€, написанна€ в разгар самой страшной войны XX века. ѕредвосхитила все основные черты и теоретические построени€ эпохи постмодернизма.

69. ¬ениамин  аверин. ƒва капитана (1938–1944).

 нига, призывавша€ советскую молодежь «боротьс€ и искать, найти и не сдаватьс€». ќднако романтика дальних странствий и научного поиска плен€ет и прит€гивает до сих пор.

70. Ѕорис ¬иан. ѕена дней (1946).

»з€щный французский ’армс, иронист и постмодернист, вывал€л всю современную ему культуру в перь€х и алмазах.  ультура не может отмытьс€ до сих пор.

71. “омас ћанн. ƒоктор ‘аустус (1947).

 омпозитор јдриан Ћеверкюн продал душу дь€волу. » стал сочин€ть великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. ¬ его судьбе отражаетс€ судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. јльбер  амю. „ума (1947).

–оман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. ƒжордж ќруэлл. 1984 (1949).

јнтиутопи€, проникнута€ затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противосто€ть социальному злу.

74. ƒжером ƒ. —элинджер. Ќад пропастью во ржи (1951).

“рогательный подросток ’олден  олфилд, который не хочет (и не может) быть как все. »менно за это его все сразу и полюбили.  ак в јмерике, так и в –оссии.

75. –ей Ѕредбери. 451 по ‘аренгейту (1953).

јнтиутопи€, котора€ давно сбылась.  ниги сейчас не сжигают, их просто не читают. ѕерешли на другие носители информации. Ѕредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно €ростен. » абсолютно прав в своей €рости.

76. ƒжон –. –. “олкин. ¬ластелин колец (1954–1955).

“рехтомна€ сага-сказка о борьбе ƒобра и «ла в вымышленном мире, предельно точно отразивша€ ча€ни€ людей ’’ века. «аставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. —формировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. ¬ладимир Ќабоков. Ћолита (1955; 1967, русска€ верси€).

Ўокирующа€, но литературно изощренна€ истори€ о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. ќднако похоть здесь странным образом оборачиваетс€ любовью и нежностью. ћного трогательного и забавного.

78. Ѕорис ѕастернак. ƒоктор ∆иваго (1945–1955).

–оман гениального поэта, роман, получивший Ќобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. ƒжек  еруак. Ќа дороге (1957).

ќдно из культовых сочинений культуры битников. ѕоэтика американской автострады во всем ее грубом оба€нии. ѕогон€ за хипстером, котора€ оканчиваетс€ ничем. Ќо гнатьс€ интересно.

80. ”иль€м Ѕерроуз. √олый завтрак (1959).

≈ще одно культовое сочинение культуры битников. √омосексуальность, извращени€, глюки и прочие ужасы. »нтерзона, населенна€ тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. ј в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. ¬итольд √омбрович. ѕорнографи€ (1960).

Ќесмотр€ на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не осталс€ разочарованным.

82.  обо јбэ. ∆енщина в песках (1962).

–усска€ тоска без русских просторов. ѕобег по вертикали. »з небоскребов в песочную €му. ѕобег без права вернутьс€, без права остановитьс€, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. ∆енщина может только укрыть песком, только засыпать. „то она и делает. ѕобег считаетс€ удачным: беглец не найден.

83. ’улио  ортасар. »гра в классики (1963).

–оман, сотканный из романов. »нтерактивные игры, позвоните, господин читатель, в пр€мой эфир, € сделаю, как вы скажете. Ћатиноамериканцы люб€т играть, они очень азартны. Ётот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Ќекоторые выигрывают.

84. Ќиколай Ќосов. Ќезнайка на Ћуне (1964–1965).

–оман-сказка. “олько здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. —ама€ точна€, сама€ сбывша€с€ антиутопи€ ’’ века. » сейчас еще эта книга все сбываетс€ и сбываетс€.

85. ƒжон ‘аулз. ¬олхв (1965).

∆изнь и ужасающие приключени€ души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Ќикто никогда не простит никому и ничего.

86. √абриэль √арсиа ћаркес. —то лет одиночества (1967).

ѕолна€ драматизма истори€ вымышленного города ћакондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимс€ мистическими тайнами ¬селенной. «еркало, в котором отразилась реальна€ истори€  олумбии.

87. ‘илип  . ƒик. —н€тс€ ли роботам электроовцы (1968).

ѕроизведение, задавшеес€ вопросом «ј те ли мы, за кого себ€ принимаем, и такова ли реальность, какой ее вид€т наши глаза?». «аставило обратитьс€ к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. ёрий ћамлеев. Ўатуны (1968).

ћетафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаютс€ вырватьс€ из обыденного мира в запредельное.

89. јлександр —олженицын. ¬ круге первом (1968).

–оман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. ¬ полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. –оман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Ќе забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90.  урт ¬оннегут. Ѕойн€ номер п€ть, или  рестовый поход детей (1969).

—мешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Ѕомбардировка ƒрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланет€не, уволакивающие Ѕилли ѕилигрима на планету “ральфамадор. » «такие дела», произносимые вс€кий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. ¬енедикт ≈рофеев. ћосква–ѕетушки (1970).

ѕодпольна€ энциклопеди€ русской духовной жизни второй половины ’’ века. —мешна€ и трагическа€ Ѕибли€ дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. —аша —околов. Ўкола дл€ дураков (1976).

ќдин из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. √лавный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а €зык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. јндрей Ѕитов. ѕушкинский дом (1971).

ќб оба€тельном конформисте, филологе Ћеве ќдоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замаратьс€. ¬оистину энциклопеди€ советской жизни, органична€ часть которой – велика€ русска€ литература.

94. Ёдуард Ћимонов. Ёто € – Ёдичка (1979).

–оман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодар€ предельной авторской откровенности.

95. ¬асилий јксенов. ќстров  рым (1979).

“айваньский вариант российской истории:  рым в √ражданскую не досталс€ большевикам. —южет фантастический, но чувства и поступки героев – насто€щие. » благородные. «а что им и приходитс€ заплатить очень дорого.

96. ћилан  ундера. Ќевыносима€ легкость быти€ (1984).

»нтимна€ жизнь на фоне политических катаклизмов. ј вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. ¬ладимир ¬ойнович. ћосква 2042 (1987).

—амое изощренное сочинение писател€. „етыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. “рюки с хронотопом и прочие забавы. ј также – самые эксцентричные про€влени€ российского менталитета во всей красе.

98. ¬ладимир —орокин. –оман (1994).

 нига прежде всего дл€ писателей. –оман, герой «–омана», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ’I’ века. Ќо финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышлени€.

99. ¬иктор ѕелевин. „апаев и ѕустота (1996).

Ѕуддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е).  отора€ из эпох насто€ща€ – неизвестно, да и не важно. ќстрое чувство жизни в разных измерени€х, сдобренное фирменной иронией. »ногда даже захватывает дух. —трашно и весело.

100. ¬ладимир —орокин. √олубое сало (1999).

—амый скандальный роман этого автора. Ѕурный сюжет, водоворот событий. «авораживающа€ игра с €зыком – как в симфонии.  итаизированна€ –осси€ будущего, —талин и √итлер в прошлом и много еще чего. ј в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

»сточник - «Ќ√-Ex libris» 


ѕонравилось: 2 пользовател€м



Heart_of_Courage   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 »юл€ 2010 г. 11:28 (ссылка)
ќписание к романам никудышное, отбивает желание читать, но список хорош.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку