Джон Медина " Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям" |
Совсем не помню, что меня сподвигло скачать эту книгу и чем она меня привлекла, но раз скачала надо прочитать. Честно скажу совсем не мое, но я усиленно читала ее до конца, и я это сделала. Если вы когда-то читали книги о бизнесе, где идут рассуждения граничащие с философскими мыслями, то это почти тоже самое, только с уклоном в психолого-медицинское. В принципе все, что в ней написано, я итак знала. Слишком много воды, которую переодически автор разбавляет подтверждающими примерами из жизни. Лично мне было сложно понять целевую аудиторию данной книги...Может книга кому-то покажется интересной, поэтому пишу вкратце основные мысли.
Автор выделяет 12 правил мозга.
1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга.
• Наш мозг был создан для ходьбы на расстояние 19 километров в день!
• Чтобы улучшить умственные способности – двигайтесь.
• Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, доставляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц. Она также стимулирует выработку протеина, который способствует созданию нейронных связей.
• Занятия аэробикой два раза в неделю уменьшают риск возникновения умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.
2. Выживание: мозг человека тоже эволюционировал.
• В нашей голове заключен не один, а три мозга. Один, доставшийся в наследство от пращуров, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, располагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.
• Когда климатические колебания уничтожили источники питания, древние люди переместились из лесов в саванны и, приспособившись к изменениям, стали доминировать на планете. Встав на две конечности (вместо четырех), древние люди освободили энергию для развития мозга.
• Символическое мышление – уникальный дар человека. Мы развили эту способность благодаря потребности понимать намерения и мотивацию других особей, что позволило нам взаимодействовать в группах.
3. Мозг каждого человека имеет различную электропроводимость нейронов.
• То, что вы делаете и чему учитесь на протяжении жизни, влияет на форму и вид вашего мозга – иными словами, меняет его «проводку».
• У разных людей разные отделы мозга развиваются в различной степени.
• Нет даже двух человек, у которых одинаковая информация хранилась бы в мозге в одних и тех же местах.
• Человек обладает многими видами интеллекта, большинство из которых невозможно оценить при помощи IQ-тестов.
4. Мы не обращаем внимания на скучное.
• Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Нет мультизадачности!
• Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.
• Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.
• Слушатели начинают расходиться после десяти минут лекции или презентации, но вы можете вернуть их при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.
5. Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить
• Память характеризуется четырьмя этапами: запоминание (или кодирование), сохранение, воспроизведение и забывание.
• Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга.
• Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запоминается в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.
• Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.
6. • Большая часть информации исчезает из памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закрепится.
• Долговременная память формируется благодаря «диалогу» между гиппокампом и корой головного мозга, впоследствии прерывающегося, – и этот процесс занимает годы. Воспоминания фиксируются в коре головного мозга.
• Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.
• Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные промежутки времени.
7. • Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетками и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состоянии бодрствования.
• Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична – возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.
• Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.
• Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.
8. Защитная система организма – выброс адреналина и кортизона – предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.
• При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способностям учиться и запоминать.
• Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситуацией, то есть чувство беспомощности.
• Нервный стресс наносит огромный вред нашему обществу, ухудшая способность детей к обучению и снижая продуктивность работы служащих.
9. • Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к определенным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.
• Принимая решение о том, как сочетать сигналы,мозг частично полагается на предыдущий опыт, по этому два человека по-разному воспринимают одно и то же событие.
• Наши чувства работают сообща – зрение влияет на слух, например, и т. п., – следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется несколько органов чувств одновременно.
• Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Очевидно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.
10. • Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ресурсов мозга.
• То, что мы видим, – это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.
• Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сетчатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похожие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие – цвет и т. д.) и объединяет их в целостное представление.
• Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.
11. • У мужчин одна х-хромосома, а у женщин – две, несмотря на то что одна из них резервная.
• Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.
• По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин различен – например, у мужчин миндалина крупнее, и они быстрее вырабатывают серотонин. Однако неизвестно, существенны ли эти различия.
• Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.
12. • Дети демонстрируют нам, как мы учимся: не пассивно реагируя на окружающую среду, а активно тестируя ее при помощи наблюдения, гипотезы, проверки и выводов.
• Определенные отделы мозга позволяют нам применять научный подход: правая зона префронтальной коры ищет ошибки в гипотезах («Саблезубый тигр не опасен»), а прилежащая область сообщает, что нужно изменить поведение («Беги!»).
• Зеркальные нейроны головного мозга позволяют нам копировать поведение.
• Некоторые участки головного мозга взрослого человека остаются столь же гибкими, как и у ребенка,поэтому мы можем создавать нейронные соединения и обучаться новому в течение всей жизни.
with love ketsy
Рубрики: | Книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |